VBband Виртуальный биг-бенд

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Не в каждом городе есть Jazz-club

Какие на свете есть джаз-клубы? Что там за интерьер, акустика, публика, кухня и все такое? Рассказывает саксофонист Игорь Бутман.
Игорь Бутман: — Даже в Америке не в каждом городе есть джазовый клуб. В этом смысле, например, Нью-Йорк — особый город, одна из его достопримечательностей — много джазовых традиций, джазовых музыкантов и клубов. В этот мегаполис тысячи туристов едут послушать живой джаз. Очень известны в мире нью-йоркские Lincoln Center, Blue Note, Birdland. Сейчас открылся потрясающий новый клуб — Jazz Lincoln Center’s Dizzy’s Club Coca Cola на 250 зрителей. Там разработан дизайн специально для джаза — простой, милый, со вкусом. Сцена необычная, за ней огромное пятиметровое окно, откуда открывается красивейший вид на Central Park.
Популярный Blue Note — небольшой клуб. Представьте: за столом (2,5 х 1 метр) в полной тесноте сидят люди — 8-12 человек. В полуметре сцена, так что маленький, узкий микрофон оказывается почти в 30 см от вашего стола. При этом в Blue Note набивается толпа 200-300 человек. По традиции музыканты играют одно отделение, благодарят зрителей за то, что они пришли их послушать, и прощаются с ними, а на следующее шоу-отделение в клуб набиваются новые люди, и так все время. По такому же принципу слушают джаз в Dizzy’s Club Coca Cola, в Birdland, Jazz Standard и в самом-наисамом знаменитейшем старейшем клубе Нью-Йорка Village Vanguard.
Один из самых крошечных в Нью-Йорке джаз-клубов — Smoke. В нем может присесть максимум человек 40. Но формат тот же: хорошиe музыканты играют три отделения, а зрители между тем меняются. В проходе в Smoke стоит обычно человек 120.
— Хочу уловить разницу. Если сравнивать американские и европейские форматы джаз-клубов, то…
И.Б.: — Разницы большой нет. По такому же принципу действует в Лондоне клуб Ronnie Scott’s, где выступают великолепные музыканты. Этот небольшой клуб открыл знаменитый джазовый саксофонист Ронни Скотт. Он уже умер, а в клубе жизнь продолжается. Что примечательно, там есть места для тех, кто просто хочет послушать джаз, и места для тех, кто хочет поужинать.
В Париже я играл в Sunset Sunside, признаюсь, помещение клуба темновато для свинга. Бывал я также в маленьком, но все же побольше, чем Sunset Sunside, миланском Blue Note.
В целом, если сравнивать, то, конечно, по мощности артистов европейские клубы слабее известных нью-йоркских. Не так часто сюда приезжают мировые джазисты, не такой насыщенный график великолепного джаза.
— Для джаза требуется какая-то своя акустика?
И.Б.: — Так как в джазе интенсивно используются ударные инструменты, то желательно, чтобы в помещении клуба не было сильного эха. Если играешь в клубе с эхом, приходится настраивать аппаратуру на его уменьшение — джаз получается приглушенным.
— Для успеха клуба главное — программа выступлений, кто играет там джаз, а не метры площади, так?
И.Б.: — Да. Опять приведу в пример Smoke. В его тихой, уютной, интимной атмосфере очень любят выступать лучшие музыканты. Из любви к этому клубу они даже соглашаются играть за небольшие деньги.
Но, допустим, в клубе Birdland, где намного больше публики, владельцы могут себе позволить заплатить джазистам приличный гонорар.
Вообще, в джаз-клубах все зависит от владельца и его страсти к джазу. И в маленьком помещении он все сделает так, чтобы там хотели выступать хорошие музыканты. Поэтому точного представления о формате, каким должен быть джаз-клуб, наверное, нет. Но, я думаю, чтобы джаз-клуб имел хороший коммерческий успех и звезд, желательно располагать пространством примерно на 250 человек.
— Где клубы джаза — там любители и фестивали. Какие, на ваш взгляд, у нас самые громкие?
И.Б.: — Московский «Джаз в
саду Эрмитаж» и «Архангельский джаз». В Архангельском три дня джаз звучит на трех площадках, играют замечательные джазисты, по-моему, отличный формат фестиваля.
Недавно мы завершили свой традиционный фестиваль «Триумф джаза». Как правило, день-два фестиваль проходит в клубах, где выступают американские музыканты, а потом день джаз-концерта в большом зале Дома музыки. Совместное выступление наших и американских звезд. В марте мы устроили маленький фестиваль в гостинице «Уланская» (Москва) — Freixenet Jazz Festival под условным названием «Клуб Игоря Бутмана, который любит джаз».
— После Le Club и «Багета» вы остановили свой выбор на «Уланской»?
И.Б.: — Le Club был настоящим джазовым клубом мирового уровня целых 8 лет. Какое-то время мы думали, что «Багет» заменит нам Le Club… Но наши взгляды не совпали с руководством «Багета». В Le Club моим главным условием сотрудничества было то, что джаз там должны играть каждый день. Иначе какой это джазовый клуб?! В «Багете» с этим не согласились. Потом, этот клуб красив, но такой пафосный, сделан под какой-то советский ампир непонятный, еще колонны. Джазу там неуютно.
 

Приглашение играть в «Уланской» мы приняли, потому что этой гостиницей владеет мой товарищ. Клуб — приятный, интимный. Однако, к сожалению, в «Уланской» с ее ориентацией на высокую кухню (в понедельник у них там свежая рыба, во вторник — кавказский плов, ну и т. д.) тоже не хотят каждый день джаз. Доказывать хозяину клуба, что это неправильно, — дело, как говорится, неблагодарное.
— Где вам нравится выступать, в каком российском джаз-клубе атмосфера пришлась по душе?
И.Б.: — Прежде, во времена процветания Le Club, мы с этим столичным клубом конкурировали. Это Jazz Town, в котором прекрасно играть. Там хорошая акустика, хорошая аппаратура. Рояль, правда, был не очень, но его уже настроили — мы с биг-бэндом играли в Jazz Town, все отлично.
— Какой формат клуба был бы наиболее удачным в российских городах, развивающих различные направления джаза?
И.Б.: — Что касается формата, то я привык ориентироваться на лучшее, и лучше, чем Dizzy’s Club Coca Cola, не видел. Это клуб с продуманной акустикой. Может, даже меньше для джаз-роковой музыки, больше для акустического джаза. Хотя, допустим, есть другой вариант — Blue Note, который заточен под различные стили. В нем играют и акустический джаз, и электронный. К сожалению, качество звучания в этом клубе зависит от места, где ты сидишь: если в коридоре — то уровень заметно снижается.
Важно, чтобы было место, куда присесть людям, а на сцене можно было бы поставить акустический рояль, чтобы были хорошая акустика и аппаратура, пусть не супердорогая, но которая могла бы по своим техническим характеристикам принять джазменов любого уровня, от Чика Кориа (Chick Corea) до Джорджа Бенсона (George Benson). Будет в клубе 250 мест — хорошо, но если 150 — тоже неплохо. Еще нежелательны в джаз-клубе колонны, из-за которых не все зрители смогут увидеть музыкантов. Многое будет зависеть от правильного менеджмента и правильной кухни.
— Какие правила у кухни в джаз-клубе?
И.Б.: — Меню не должно быть очень разнообразным. Джаз-клубу подойдет свежая, вкусная, легкая еда, которая не будет доминировать над музыкой. Блюда, наверное, те, которые можно есть без специальных приспособлений. Напитки, напротив, могут быть какие угодно.
— Суши, получается, не пойдут?
И.Б.: — Суши очень пойдут, так как в России они крайне популярны и, ко всему прочему, являются доходным бизнесом. Представьте, ресторан грузинской кухни, а в нем нормально подают суши. Кажется, суши вошли в меню всех ресторанов. Даже в итальянских, даже в китайских встречаются. Я никогда не мог подумать, что в китайском ресторане в Нью-Йорке будут суши подавать.
— А на родине суши, в Японии, вы играли джаз?
И.Б.: — Играл. У японцев своя школа джаза, много клубов. Одна из крупнейших клубных сетей Blue Note (американский франчайзинг). В трудное время японцы, располагая финансовыми возможностями своей страны, поддержали джаз. Они выкупили джазовые компании и сохранили записи. Японцы джаз ценят. Например, писатель Харуки Мураками некогда сам являлся владельцем джаз-бара, позже написал книгу о звездах джаза. Так что джаз в Японии прекрасный.
— Что для вас значит в жизни прекрасный джаз?
И.Б.: — Сложно сказать. Это та часть музыкального искусства, которая мне больше всего нравится, это то, что я постоянно слушаю, стараюсь играть. Джаз для меня — очень важная позиция и философия, но опять же как музыкальное искусство.
Категория: Мои статьи | Добавил: marmelad (21.01.2010)
Просмотров: 683
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость